Главная Новости Самый «недетский» сказочник

Самый «недетский» сказочник

«Сказка рассказывается не для того,

 чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть,

сказать во всю силу, во весь голос то,

что думаешь».

Е.Шварц

 

            Сегодня мы с учащимися 5-х и 6-х классов средней школы №19 совершили литературное кинопутешествие в мир великого сказочника, писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца, которому совсем недавно исполнилось 120 лет.

21 октября 1896 года в городе Казани родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Шварц. Ещё при жизни его назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя Евгения Львовича стало символом детства, добра и любви.

Непростой была судьба великого драматурга. Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварц остались в Петрограде, работал в театре на Бородинке.  Но вскоре Евгений Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стало известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили.

Одним из любимых всеми шедевров является «Сказка о потерянном времени». Она была сочинена автором в 1940 году. Но какова же её мораль? А она есть, как у всякой сказки. На этот вопрос ребята ответили пословицей: «Делу время – потехе час». И, по сути, оказались правы! Основное – это необходимость ценить время, не растрачивая его по пустякам. Оно является нашим бесценным сокровищем, которое требуется расходовать бережно.

Когда началась война,  Евгений Львович Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде,  а затем эвакуировался. Вскоре Театр комедии Н. Акимова тоже был эвакуирован в Таджикистан. Через некоторое время  ту приехал и Евгений Львович. В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Он писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством. А когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Театральная труппа, как могла, спасала пьесу. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Но вершиной творчества великого драматурга,  стали переложения сказочных сюжетов Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, таких как «Принцесса и свинопас», «Красная Шапочка», «Снежная королева», «Золушка», на которых выросло не одно поколение детей. Он осовременивает и рассказывает сказки с блестящим остроумием. Под пером Шварца герои становятся более живыми.  Автор совмещает сказочный сюжет с бытовыми деталями и делает это так искусно, что читатель и зритель безоговорочно понимают героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности.

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» – самая личная из всех  сказок Евгения Шварца. В ней, в образе Волшебника, перед нами предстаёт сам автор.

Сказки Евгения Шварца, как все лучшие сказки на свете, учат детей и взрослых быть мудрыми и добрыми, нежными и храбрыми, быть готовыми на самопожертвование ради любимых. Он, как никто другой, умел глубоко проникнуть в человеческое сердце, способное и радоваться, и огорчаться, и замирать от страха, сердце, готовое к любым испытаниям. В творчестве Шварца можно выделить несколько основных тем. И первая из них – тема любви: любви матери, способной ради детей преодолевать все преграды («Два клёна»), любви девочки, силой своего чувства разрушающей чары зловещей повелительницы царства льда (Герда из «Снежной королевы), любви юноши-принца, который сумел оценить красоту души своей избранницы («Золушка»). Человека, не способного любить, Шварц превращал или в бездушную Снежную королеву, или в Бабу-Ягу.  Заветная  мысль писателя – любовь может творить чудеса. Вторая – тема страха. В пьесах Шварца действуют жестокие правители  и испуганные подданные (Дракон). А третья любимая тема драматурга: взаимоотношения человека и власти.  «Голый король» —  это наиболее значительная в творчестве Евгения Шварца пьеса. Суть её в том, что замыслы очередного взбалмошного короля, который кричит: «Всех переколю! Заточу!», провалились. Он был разрушен одним щелчком. Ребёнок, устами которого глаголет истина, просто сказал правду: «А ведь он голый!» — и диктатор был осмеян. Эта самая оптимистическая пьеса автора, в ней торжествует сказочная победа Добра над злом. «Пусть ликует вся земля. Мы прогнали короля!»

Жизнь Евгения Шварца окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается.  Пьесы писателя читают и  смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом, по-настоящему,  человечны.

Обо всём этом мы рассказали своим юным гостям. С большим интересом ребята смотрели отрывки из мультфильмов и художественных фильмов, поставленных по пьесам Евгения Шварца, угадывали по фразам героев драматурга названия произведений.   Очень надеемся, что данное мероприятие разбудило в душах наших читателей искорки добра и внимания, сочувствия и понимания, человеческой любви к окружающим их людям. Ведь любовь может творить чудеса!

 

Начальник Отдела обслуживания

Инга Гвоздь

no images were found